Вода в макете

71% всей поверхности нашей планеты занимает вода и немудрено будет сказать, что зачастую при создании новых макетов она в той или иной степени присутствует на них. Реки, озера, водохранилища, фонтаны – это основные типы водных поверхностей, граничащих или входящих на территорию строительства новых архитектурных объектов.

Конечно, любой тип водных поверхностей можно показать на макете с большой степенью условности. Но на ряду с этим, существуют и макеты, в которых вода должна выглядеть очень натурально, например ландшафтные макеты. Присутствуют и случаи, когда вода в макетах нужна в самом настоящем виде – это варианты механических макетов, где вода может нести на себе функциональную нагрузку и музейные/выставочные макеты.

Итак, мы выяснили, что вода в макетах может присутствовать в двух видах: натуральном и искусственном. Теперь подробнее о каждом из них.

Искусственная вода.

Выполнение искусственной воды – сложный и трудоёмкий процесс, т.к. в итоге она должна выглядеть естественно. Здесь речь пойдёт о воде с внешней максимальной похожестью на настоящую. Технологически процесс изготовления такой воды можно разделить на три основных этапа:

  • Изготовление фактурно-художественной подложки;
  • Нанесение раствора воды в несколько слоёв;
  • Художественная доработка поверхности;

Первый этап – основной, т.к. задаёт весь характер водоёма.

При выполнении дна учитывается местность, степень его фактурности (камни, водоросли, песок, бетон и пр.), цветовое решение и глубина. От этого зависит весь его будущий вид. Материалы здесь используются самые разные, от присыпок и декоративных элементов, которые можно приобрести в специализированных макетных магазинах, до любых подручных средств и природных материалов (мхи, веточки, камушки).

Вторым этапом является непосредственное изготовление воды.

На данный момент, в макетном деле, существует множество различных гелей, предназначенных для выполнения искусственной воды. Самыми известными среди их производителей являются немецкие компании «Faller», «Busch» и «Noch». Эти гели относятся к растворам, не требующим особых навыков в макетировании и творческого подхода. Но существуют ещё и различные эпоксидные клеи, смолы, прозрачные герметики и всевозможные силиконы, которые наши художники успешно используют для изготовления воды, в её самых невероятных природных проявлениях.

Технологически, изготовление воды довольно долгий процесс, т.к. наносится она по слоям и требует, в зависимости от материалов, от 1 до 24 часов застывания. Толщина каждого слоя колеблется от 2 до 5 мм. После полного застывания он имеет усадку – 20-40%. Процедура повторяется столько раз, какую глубину необходимо показать.

Так же, между некоторыми слоями можно наносить тоновые прослойки краской либо добавлять краску в сам раствор, что придаст воде мутность, синеву, болотный оттенок и прочее.

Третий этап – завершающий.

На этом этапе художник создаёт фактуру поверхности водоёма, т.е. наносит рябь, волны или, наоборот, делает зеркальную гладь поверхности. Физически работа происходит с полу застывшим материалом, приобретающим в своих свойствах пластичность и тягучесть.

Если же говорить о выполнении искусственной воды в условно-схематичном виде, чего требуют архитектурные и концептуальные макеты, то здесь всё намного проще. Материалом, для выполнения самой воды, служит любой прозрачный или тонированный листовой акрил, сатин, ПЭТ разных толщин. Поверхность может быть зеркально-гладкой или зернистой. В дополнение, для передачи характера водоёма, укладывается цветная подложка под воду. Она выполняется либо с помощью покраски основы, либо с помощью цветных самоклеющихся плёнок Oracal.

Настоящая вода.

Бывают задачи, когда без использования настоящей воды в макете не обойтись. Для чего это может быть нужно?

  1. Макет музейно-выставочного типа – удивить искушённую публику;
  2. Механические макеты – передать реальную работу фонтанов, водных мельниц, схемы движения воды по различных ёмкостям и т.д.

В первом случае всё проще, т.к. достаточно сделать герметичную ёмкость для воды и обеспечить регулярное её пополнение и чистку. Во-втором же случае, всё усложняется подбором насосов, моторчиков, клапанов, фильтров, гоняющих и чистящих воду. Здесь основная сложность заключается в том, что вода не имеет постоянного объёма за счёт своего естественного испарения. При механических расчётах этот важный фактор нужно учитывать и предоставлять вместе с таким реализованным макетом, точную инструкцию по эксплуатации, количестве и регулярности добавления воды, соблюдении влажности и температурного режима.